* * *
Консультация: Развитие речи детей от 1 до 4 лет.
Консультация: Развитие речи детей от 1 до 4 лет.
Развитие речи - одна из
важнейших задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте
темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу 1-го года
жизни 8-10 слов, в 2 года 300 - 400 слов, в 3 года - 1000 слов.
Второй год жизни является решающим в
развитии речи детей. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и
главное появляется самостоятельная речь.
До 1,5 лет главным образом совершенствуется
понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает
название предметов. Достаточно 2-3 раза показать и назвать предмет, ребенок
запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет
пальчиком. Это и есть понимание речи. Связь между предметом и словом, его
обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться
не прочной.
К
2 годам совершенствуется понимание речи. Ребенок может различать
возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.). Знает и показывает не
только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета
( красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют
чай.). Начинает понимать слова "можно" "нельзя" "не
мешай" "помоги". Это очень важно для регуляции поведения
ребенка. Понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на
стульчик и посмотри книжку). Может понимать вопросы взрослых и элементарно на них
отвечать.
В этот период быстро начинает формироваться речь
ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова произносит полностью, в
трудных словах -отдельные слоги:
·
ребенок говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослому по
самым разнообразным поводам:
·
с просьбой дать что-либо;
·
при желании отдать или передать предмет;
·
для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему.
К 3 годам функция речи
расширяется, и она становиться не только средством общения ребенка со взрослым,
Но и средством его общения с детьми. Резко увеличивается способность подражать,
воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка ( получить игрушку,
поделиться своими радостями и др.) оформляются словами. Совершенствуются все
стороны речи ( очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение
строить предложения и т.д.). Речь становиться средством познания окружающего,
продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все
о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения,
связано с его переживанием. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях
и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., то есть начинает
формироваться планирующая функция речи.
Планирующая функция речи проявляется именно в
практической деятельности (рисовании, конструировании ), и она очень важна для
общего умственного развития.
На 3-ем году жизни ребенок может не только слушать, но
и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что обогащает его
знания и речевой опыт. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе
начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь - монолог.
Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом
самостоятельности ребенка.
Вместе с развитием речи успешно развиваются все
психические процессы: мышление, память внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать
причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные
сравнения, умозаключения, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что
видит; с чем действует).
Происходит дальнейшее развитие процессов обобщения, на
основе которых формируются понятия. Причем основой являются качества, свойства
и функции предметов, животных и людей.
Во второй половине 3-го года жизни, дети начинают
задавать много вопросов, что свидетельствует о развитии речи и мышления. В
вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо
степени вызывает недоумение или удивление, все не знакомое, не понятное,
неизвестное порождает вопросы. Очень важно не ограничивается только
ответами на вопросы, а самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию.
Говорить с ребенком надо
простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и
не утомлять частыми и длительными разговорами и рассказами. Тему для беседы
придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно
интереса. Многое привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он
видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.
Все, что говориться маленькому ребенку, должно быть
понятно ему. Но отсюда не следует, что все слова, с которыми мы обращаемся к
ребенку, должны быть хорошо ему известны. Время от времени в круг старых уже
усвоенных нужно вводить 2-3 новых.
Уже со 2-ого года жизни ребенка картинки начинают играть большую роль в его
развитии, в обогащении его речи, в расширении кругозора. Одну и туже картинку
можно показывать ребенку много раз, и , если она интересна для него, он будет
каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с
удовольствием станет рассматривать новые картинки . Можно сочинить какой-нибудь
не замысловатый рассказ ,краткий и ясный и в тоже время выразительным,
достойным подражания. Не важно, что ребёнок будет повторять слова вашего
рассказа - это является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному
творчеству .
На 3-ем году жизни дети очень любят слушать и быстро
запоминают стишки, песенки, потешки, прибоутки. Это также существенный
показатель развития их памяти речи, речи образной и эмоциональной.
В этом возрасте формируется описательная развернутая
речь детей, речь- монолог. Появление ее связано с расширением круга общения,
представлением ребенка с ростом его самостоятельности.
__________________________________________________________________
Артикуляционная гимнастика для язычка.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Артикуляционная гимнастика (упражнения)
Игры по развитию речи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий