Это интересно/Консультации для развития успешного ребенка

*   *   *
Консультация: Развитие речи детей от 1 до 4 лет.
Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. В раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. К концу 1-го года жизни 8-10 слов, в 2 года 300 - 400 слов, в 3 года - 1000 слов.
Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период совершенствуется понимание речи ребенком и главное появляется самостоятельная речь.
До 1,5 лет главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает название предметов. Достаточно 2-3 раза показать и назвать предмет, ребенок запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, но она может оказаться не прочной.
 К 2 годам совершенствуется понимание речи. Ребенок может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.). Знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой - маленький), цвета ( красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов ( из чашки пьют чай.). Начинает понимать слова "можно" "нельзя" "не мешай" "помоги". Это очень важно для регуляции поведения ребенка. Понимает и может выполнять несложные поручения из 2-3 действий (сядь на стульчик и посмотри книжку). Может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.
В этот период быстро начинает формироваться речь ребенка. Он усиленно подражает старшим : легкие слова произносит полностью, в трудных словах -отдельные слоги:
·         ребенок говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослому по самым разнообразным поводам:
·              с просьбой дать что-либо;
·              при желании отдать или передать предмет;
·         для того чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему.
К 3 годам функция речи расширяется, и она становиться не только средством общения ребенка со взрослым, Но и средством его общения с детьми. Резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое. Потребности и желания ребенка ( получить игрушку, поделиться своими радостями и др.) оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи ( очень быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения и т.д.). Речь становиться средством познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает все о чем говорит с ним взрослый, что касается его непосредственного окружения, связано с его переживанием. С ним можно говорить также о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи.
Планирующая функция речи проявляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании ), и она очень важна для общего умственного развития.
На 3-ем году жизни ребенок может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого, что обогащает его знания и речевой опыт. Все, что ребенок воспринимает, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь - монолог. Появление ее связано с расширением круга представлений, с ростом самостоятельности ребенка.
Вместе с развитием речи успешно развиваются все психические процессы: мышление, память внимание, воображение. Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость отдельных часто повторяющихся явлений, делает примитивные сравнения, умозаключения, пока лишь наглядно-действенного характера (о том, что видит; с чем действует).
Происходит дальнейшее развитие процессов обобщения, на основе которых формируются понятия. Причем основой являются качества, свойства и функции предметов, животных и людей.
Во второй половине 3-го года жизни, дети начинают задавать много вопросов, что свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все не знакомое, не понятное, неизвестное порождает вопросы. Очень важно  не ограничивается только ответами на вопросы, а самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию.
Говорить с ребенком надо простым и понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длительными разговорами и рассказами. Тему для беседы придумывать не надо. Ребенок еще так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Многое привлекает его внимание, и так хочется узнать обо всем, что он видит и слышит, что удовлетворить его любопытство очень легко.
Все, что говориться маленькому ребенку, должно быть понятно ему. Но отсюда не следует, что все слова, с которыми мы обращаемся к ребенку, должны быть хорошо ему известны. Время от времени в круг старых уже усвоенных нужно вводить 2-3 новых.
Уже со 2-ого года жизни ребенка картинки начинают играть большую роль в его развитии, в обогащении его речи, в расширении кругозора. Одну и туже картинку можно показывать ребенку много раз, и , если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное и постепенно сам с удовольствием станет рассматривать новые картинки . Можно сочинить какой-нибудь не замысловатый рассказ ,краткий и ясный и в тоже время выразительным, достойным подражания. Не важно, что ребёнок будет повторять слова вашего рассказа - это является неизбежной ступенькой на пути к самостоятельному словесному творчеству .
На 3-ем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибоутки. Это также существенный показатель развития их памяти речи, речи образной и эмоциональной.
В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей, речь- монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлением ребенка с ростом его самостоятельности.




К 3-ем годам ребенок легко и свободно говорит, если все условия первых лет его жизни были благоприятны этому.
__________________________________________________________________

     Артикуляционная гимнастика для язычка. 


Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. 
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Артикуляционная гимнастика (упражнения)


Игры по развитию речи:















Комментариев нет:

Отправить комментарий